Глава 3. План развития
В этой главе поделюсь личными рекомендациями о том, как развиваться дальше и дам пошаговый и понятный план, как стать веб-дизайнером.
Освоение навыка
Вам сперва надо освоить навык создания сайтов на Тильде, причём не просто научиться работать в Тильде, как с инструментом, хотя и это очень важно, но и комплексно разбираться во всём, о чём мы говорили во второй главе, где я рассказывал про навыки и этапы создания сайта.

Возникает вопрос изучения навыка: учиться самостоятельно или пройти курс?
Сейчас постараюсь объяснить.

Самостоятельно научиться всему можно, потому что информации в интернете много, было б желание. Это будет бесплатно, в этом плюс, но есть и минусы.

Бесплатное обучение подразумевает постоянный поиск необходимой информации, далее фильтрация контента, чтобы из всего мусора и плохого контента отбирать только полезное и действительно годное, затем у вас могут возникнуть вопросы в процессе, вам снова надо искать информацию, то есть процесс бесплатного обучения он долгий и порой сложный, потому что информации много и в этом проблема, чтобы откопать нужное, не потеряться в этом и изучать актуальное.

Если рассмотреть вариант обучения на курсе, то единственный минус в том, что это платная услуга, в остальном дела обстоят лучше.

На курсе информация всегда собрана логически и по-порядку, от простого к сложному, контент чаще всего обновляется, есть обратная связь, чтобы помочь вам и ответить на все ваши вопросы походу обучения и много других плюшек, которые позволяют сделать процесс освоения навыка более удобным и комфортным.
Создание портфолио
После изучения навыка вам необходимо сделать себе портфолио. Портфолио – это ваши работы, которые демонстрируют ваш уровень и помогают заказчикам принять решение.

У начинающих вечный вопрос, как создать портфолио, если нет клиента, как найти клиента, если нет портфолио.

Во-первых, расскажите друзьям и знакомым о том, что вы создаёте сайты, среди них точно найдутся те, кому это надо, договоритесь и сделайте им сайт. Возможно у них есть уже сайт, но он старый, предложите сделать редизайн, то есть обновить его.

Во-вторых, расскажите о себе в социальных сетях, поделитесь вашими навыками и скажите, что готовы взять первые проекты в работу, уверен, что тоже найдутся люди.

Если вы думаете, что у вас мало подписчиков, ваши истории смотрят всего 100-200-300 человек, то смело можете умножить это число на 2-3, так как вас могут рекомендовать своим друзьям, знакомым ваши же подписчики, то есть потенциально круг знакомств увеличивается.

В-третьих, если у вас первыми двумя способами не получилось никого найти вообще, то сделайте учебный проект, придумайте любую тему и сделайте сайт, как я и писал выше, портфолио показывает ваш уровень, а не то, что это сайты реального клиента или нет.
Поиск клиентов
Теперь у вас есть навык, у вас есть портфолио из 2-3-5 работ, уже пора попробовать искать клиентов. Давайте кратко об актуальных способах.

Друзья, знакомые, подписчики

Не бойтесь писать людям и рассказывать о себе и предлагать свои услуги, это нормально. Сделайте посты в социальных сетях о вашей новой деятельности, расскажите знакомым, коллегам на работе и так далее.

Самые лучшие проекты обычно приходят по сарафану, то есть по рекомендации знакомых вам людей, со временем, когда вы будете работать уже какое-то время и будете делать это хорошо, вас больше и активнее будут рекомендовать, это то, к чему надо стремиться.

Холодные письма

Здесь похожий принцип, мы пишем и рассказываем о себе, но уже незнакомым людям и компаниями. Ищете такие компании в поисковиках, в Инстаграме или в 2ГИС. Выбираете тех, кому надо обновить сайт, так как у них старый, или у кого вообще нет нормального сайта.

Здесь главное настойчивость, количество писем и содержание. Не делайте шаблонные рассылки, результата не будет, делайте предложение индивидуальное для каждой компании.

Если вам откажет один, напишите второму, вновь откажет, напишите третьему и так далее. Реально получить отклики тогда, когда вы делаете рассылку регулярно и от 30-50 штук. Да, это не так уж и просто, когда вам кто-то отказывает, хочется забить, отвлечься, не заниматься этим и вообще бросить, но тут как-раз и проявляется стойкость.

Партнёрские знакомства

Необходимо найти людей из смежных ниш, чтобы вы были полезны друг другу. То есть у вас одни и те же клиенты, но вы оказываете разные услуги.

Например, вы создаёте сайты, найдите тех, кто настраивает рекламу на сайт и рекомендуйте друг друга вашим клиентам за какой-то процент.

Нетворкинг

Это постоянное знакомство с новыми людьми, где важно всегда рассказывать о себе. Понимаю, что большинство не любит такое, это некомфортно, надо ходить на мероприятия, тусовки, лучше дома посижу, но это тоже работает, как-нибудь попробуйте, несмотря на страх и стеснение.

Реклама

Речь об официальной рекламе, например, в Инстаграме, в ВК и так далее. Это, конечно, платный способ, ведь ранее были бесплатные, но тем не менее работающий.

Можно самостоятельно изучить на Ютубе кратко, как настроить рекламу, а затем сделайте привлекательное предложение и запускайтесь.

Или же, если вы вдруг стали партнёром с таргетологом и помогаете друг другу в развитии, то предложите бартер, пусть он настроит вам рекламу, а вы сделаете ему клёвый сайт-визитку с его кейсами, отзывами и так далее, будьте друг другу полезны.

В целом думаю этого достаточно, можно переходить к следующему.
Практика и обучение
Поработав с первыми клиентами, не останавливайтесь на этом, продолжайте оттачивать свои навыки, изучайте смежные сферы, вникайте больше в специфику работы и продолжайте развиваться.

Возьмите новые курсы для обучения, которые ускорят ваш рост, общайтесь с более опытными ребятами, задавайте им вопросы и очень много практикуйтесь.
Ваше состояние
Это, пожалуй, самое главное, о чём надо думать, потому что ваше состояние определяет ваши действия, которые в свою очередь определяют ваш результат.

Сейчас модно много работать, выходить из зоны комфорта, все только и делают, что делятся успехами и показывают результаты своего труда. Зачастую это все нечестно и неискренне, мне такое совсем не близко. Будьте, пожалуйста, с этим аккуратнее, я рекомендую работать в своём темпе, с отдыхом, с провождением времени с родными, близкими, чтобы не выгореть.

Ни один проект не стоит вашего здоровья, ВЫ гораздо важнее, но в начале пути, как бы вам не хотелось бросить всё, забить, сдаться, поменять нишу, думать, что много конкурентов, у вас не будет заказов – включайте трезвый разум и просто делайте, идите дальше, только это поможет.

Невольно вы будете сравнивать себя с другими, может быть, завидовать, а потом психовать, беситься и так далее. Что бы не говорили, это всё равно будет, просто помните такую банальность, что сравнивать надо себя не с другими, а с собой. Например, вы сегодня сделали две работы в портфолио, а вчера ничего не делали вообще, были в депрессии, так похвалите себя, ведь вы сегодня молодец!